Проявление толерантности – фундамент прав человека.

Один из самых интеллигентных и образованных людей своего времени, академик Дмитрий Лихачев, используя язык толерантности, говорил: «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому

сохранить себя, свой язык, свою культуру.» А.Н. Иоффе исследовал вопрос возникновения понятия «толерантность» и взаимосвязь этого термина с правами человека. Определяя толерантность как совместимость, он охарактеризовал основные аспекты толерантности: ценностный аспект, деятельностный, психологический, культурный и правовой. Ценностный аспект = свобода, уважение многообразия, консенсус, солидарность.

Деятельностный аспект = взаимодополнение, кооперация, диалог, дискуссия, компромисс, общение. Психологический аспект = уважение, совместимость, доброжелательность.

Культурный аспект = самобытность, этническая толерантность. Правовой аспект = равноправие. Вместе с тем, он подробно остановился на проявлениях нетерпимости на различных уровнях жизни человека и общества: Личностный уровень — снобизм, зависть, агрессия; Психологический уровень — соперничество, отчуждение, ненависть; Социальный уровень — дискриминация, экоцид; Этнический уровень — этноцентризм, национализм, расизм, геноцид; Идеологический уровень — фундаментализм, фанатизм, экстремизм;

Государственный уровень — поиск врага, милитаризм, тоталитаризм; Международный уровень — глобализм, терроризм.

В последнее время часто используется понятие толерантность — в политике, в культуре, в образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости и, при всех различиях в толковании слова, в целом понимали его смысл. Но именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления терпимого отношения к людям иной национальной и конфессиональной принадлежности. Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе, грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.

В обучении толерантности призывают к формированию отношений открытости, положительного интереса к различиям и уважению разнообразия, умению сочетать свои интересы с интересами других людей. Это является одним из важнейших элементов культуры прав человека.

Во взаимоотношениях личности с другими субъектами общественных отношений диалог может послужить в качестве важного средства общения, взаимопонимания. Культура диалога является проявлением толерантности.

Запомните понятия: толерантность, терпимость, нетерпимость, диалог.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Всем учащимся прочитать 10 любых рассказов из сборника «Бустон» С. Шерози, обратить внимание на то, где в этих рассказах говорится об уважении и терпимости людей друг к другу, обсудить это в классе.
  2. Как Вы понимаете толерантность? Можете ли Вы про себя сказать, что Вы

толерантный человек? Почему?

  1. Что Вам нравится/не нравится в культурах других народов?

Комментарии