РОДИНА АРИЙЦЕВ — ИСКОННАЯ

История, традиция, обычаи, литература и культура нашего народа на протяжении веков привлекали внимание ученых мира, в том числе европуйских исследователей. Об этом в этих странах напечатаны тысячи научных трудов. Различные поколения ученых Англии, Германии, Франции, России, Италии, Чехии и других стран с любовью и уважением относились к нашей культуре.

Мы на базе научных исследований с целью изучения истории и культуры ариев и их вклада в мировую цивилизацию, должны наладить взаимовыгодное и эффективное сотрудничество.

Так или иначе — это заблуждение тысячелетиями оставалось без опровержений. Некоторые простодушные люди даже утверждают: “Понятие “арийцы” как религия или движение не существует, это местность, откуда бежали ее обитатели”. Подобное воззрение тоже не соответствует исторической правде. Процесс миграции на нашей планете продолжается уже двести тысяч лет. Даже сейчас обитатели Земли переселяются из одного ее конца в другой. Однако, мы не наблюдаем среди таких народов заметных признаков, которые видим в Движении арийцев. Потому и отметаем утверждение касательно арийской местности. Но необходимо отметить,что порой Герат служил для Движения арийцев перевалочным пунктом и несколько веков именовался Ориён.

Когда древние историки говорили “Страна арийцев”, они не имели в виду некий особый край, так как подразумевали под этим Мавераннахр и Хорасан, где зарождалась культура человечества. Древнейшим местом пребывания и главным центром распространения арийских племен была Средняя Азия и граничившие с ней на севере области. Принимая во внимание близость и единство предшественников Иранских и индоарийских племен, говорит Б. Гафуров, можно предположить, что предки последних до переселения в Индию тоже обитали в этих краях. Археологические находки и особенно новые материалы добытые благодаря среднеазиатским раскопкам, подтверждают подобные предположения.

С этим согласились еще в XVIII-XIX веке и европейские ученые: “Арийцы, Арии первоначальное название народа жившего на склонах Гиндукуша и истоков Оксу (Амударьи — И.У.), по преданиям и исследованиям лингвистическим, пустившиеся к югу в области Ирана и Индии, где Арийцы как завоеватели образовали с одной стороны господствующее племя персов, с другой — высшие касты индусов. Слово Арийцы в измененном виде входит в состав названий на Востоке, каковы  Ариана, Иран, Ирак  и другие. В тесном смысле Арийцами называют теперь все племена Индии, Ирана и Кавказа, язык которых, родственный санскритскому, принадлежит к одной лингвистической группе языков индоевропейских. В более широком смысле принятом преимущественно английскою школою, Арийцами называют всех индоевропейцев[1]”.

“Ориёно,— говорит, Мухсин Умарзода, это древнее название места обитания арийских племен и родов,  которые жили в ущельях и плодородных долинах реки Охшу (или Вахш, которую греки в соответствии со своим произношением называли Оксус, и это сегодняшняя Амударья) и реки Сир (Яксарт, Сайхун). Это название не раз упоминалось в произведениях древности. Например, в первой главе Видевдада “Авесты” читаем:

Как говорил Ахурамазда

Спитамену Заратуштры,

О, Спитамен Заратуштры

Я, Ахура мазда, сотворил

Арийанам-ваэджах,

И Вахв Датию

Как лучшее место и Землю…

Здесь “Моя Ариянам-ваэджах” в смысле просторов Ариёна и Вахва Датия — по мнению множества ученых Востока и Запада соответствует Амударья (т.е. нынешняя Вахшская Долина-Вахва Датия-И.У.) В пятом яште Ардвисура, что также называется Обоняшт, эта река описывается довольно подробно и сходна с Амударьей (т.е. нынешняя Вахшская Долина-Вахва Датия- И.У). Слово арйяна (арйана) несколько раз упоминается в “Авесте”, обозначая поколение арийцев, потомки арийцев, “арйанам-хшатра” — то-есть царство  арийцев, место обитания арийцев и т.п.

nishonai-rustamДвижение арийцев возникло именно в Мавераннахре. Ведь он еще во времена Джамшеда был колыбелью культуры человечества.

Основали и возродили Движение арийцев туранцы. Как говорится в “Авесте”, будучи древнейшим народом Мавераннахра, они впервые создали систему шахской государственности. Они далекие предки нынешних таджиков.

По этому поводу “Энциклопедический словарь” еще в 1902 году писал: “Таджики — племя арийского происхождения, составляющее ядро населения Бухары, Афганистана, Балха, Сегестана, Хивы. Живут таджики также в Бадахшане,  до Памира и в Кашгаре, в качестве торговцев встречаются и в южной Сибири и в восточном Туркестане, где сельское население состоит из отатарившихся таджиков. Слово  таджик оначает “увенчанный”, это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах. Во многих странах арало-каспийской покатости таджики называют себя “персиване”, то-есть персиянами, они действительно являются остатками первоначального персидского населения Средней Азии[2]”.

Арийцы имеют предельно древнюю историю. Это движение, которое согласно повелению Ахура Мазды должно было принести человечеству высокую культуру, справедливость, добро, единый общий язык, знание и мудрость. Арийцы пришли в мир в тот период, когда человечество было свободно от религиозного мировоззрения. Туранцы управляли всей жизнью общества, считая своим долгом делать любое дело, прилагая к тому весь свой интеллект и все свои способности.

Саид Андалуси пишет в книге “Табаѕот-ул-умам”: “Арийцы имели также стремление к астрономии и по повелению звезд создали книгу о космосе”. Книги эти свидетельствуют: Движение арийцев, имея научные и просветительские свойства, признавало бога. По рассказам ученых, арийцы давали клятву оставаться чистыми, воздержанными и правдивыми. Став арийцами и покинув родину, они  клялись распространять свои воззрения среди других народов. “Одна из причин их распространения в пределах дохристианской Руси тоже вероятно в этом”. Слово “вероятно” здесь добавочное. Действительно, если перелистать историю туранцев после Движения арийцев во II и I тысячелетии до нашей эры, напрашивается вывод, что они завоевали тогдашний мир.

“…скифские и сакские племена…, покорив сильных, воинственных и талантливых сельских жителей в начале четвертого тысячелетия до нашей эры подчинили себе всю Среднюю Азию, они правили больше трех с половиной тысяч лет: обогашая жизнь и культуру своего государства, распространяя последнюю по всему миру[3]”.

Для доказательства подвижности, отваги и доблести арийцев Мухсин Умарзода приводит убедительные примеры: “скажем — входящие в состав староперсидских выражений такие слова аруваста — деятельность, арвант — подвижный, в авестийском языке аурвант обозначает быстрый, смелый и доблестный, то-есть фактически используется корень “ар”. Название реки Арванруд образовано от этого древнего корня и обозначает быструю реку.

Этимологи придают слову “арья” (арийский) такой смысл: полновластный, независимый. На самом деле — в индоевропейских языках с помощью корня “ар” образуется немало слов. Например в хетском языке: арава — свободный, аравони —  освобождать. В авестийском араваі — свободное пространство. В литовском сегодня употребляется арвас — свободный, независимый”.

Если внимательно изучит начало Движения арийцев эта пора совпадает с тем периодом, когда туранские шахи взяли на себя все управление государством. Они славились правдивостью, душевной чистотой, человеколюбием, не допуская чтобы на их род и племя бросали какую нибудь тень. Непримиримо относясь к любому дурному поступку, они карали того, кто его совершал. Девиз туранского Заратустры  “Добрые дела, добрые поступки и добрые мысли” это результат деятельности туранских шахов. Поэтому некоторые племена называли себя персами, имея в виду, что перс — человек порядочный, благородный, воздержанный, целомудренный и верующий. Позже выражение “порсо” преобразовалось в “Форс” (перс). Оно стало обозначать все народы арийского происхождения как в Средней Азии, так и в Иране. Напомним, что понятие “Форс” будучи доиранским топонимом, как этническое выражение перешло из Мавераннахра в Иран. Сейчас таджики тоже употребляют понятие “порсо”. Э. Хертсфельд справедливо утверждает: оно бытовало у среднеазитских племен за три тысячи лет до нашей эры.

До распространения Движения арийцев на Востоке возникли два центра культуры: один в Мавераннахре, второй в Индии. Последний известен как центр культуры Хараппы и был порождением XXIV — XXIII веков до нашей эры, возникнув на почве развития древнейшей местной культуры, которая зарождалась и господствовала в первой половине и в середине III тысячелетия в долине Инда и ее окрестностей. Это служит доказательством того говорит Бободжан Гафуров, что создатели культуры Хараппы связаны с исконными обитателями Индии. Кроме того по заслуживающим доверия наблюдениям ряда современных ученых представители этой культуры разговаривали на языке дравидской группы или на близких к ней языках. Знакомство со многими запросами современности приводит нас к такому заключению: с возникновением в Индии Движения арийцев, культура Хараппы, то-есть культура Древней Индии сошла на нет.

Однако, тут возникает вопрос: может, ли некий народ восприннимать культуру какой-нибудь далекой страны в ситуации, когда он испытывает неприязнь к этому народу или его культуре? А именно древние обитатели Индии питали вражду к Движению арийцев Мавераннахра. В их гимнах арийцы воплощались в виде злых сил, арийской культуры они не признавали.

Так, в древней Индии силы природы относили ее богу Пантеону. По словам индусов, древнейшей и важнейшей книгой из собрания Вед была четырехтомная “Ригведа”. Она написана в форме гимнов, посвяшенных Пантеону, который, как уже сказано воплощал в себе все силы природы. Между тем, для Движения арийцев эти воззрения были победоносными, шаг за шагом приближаясь к монотеизму. С другой стороны, и у народов древней Индии, и у народов Западного Ирана были очень развиты эсхатологические взгляды, то-есть смерть и воскресение, знания о загробном мире и мифология. Хотя воззрения, бытовавшие в Движении арийцев, были плодами высокий цивилизации. Потому среди арийцев они обрели иной оттенок.

Итак взгляды эти представляли собой непреодолимое препятствие, ставшее между двумя культурами — культурой древней Индии и культурой древнего Мавераннахра.

Как же вышло что между III и II тысячелетиями до нашей эры культура Мавераннахра заняла место культуры Хараппы:?

  1. Если в пору Движения арийцев индусы пребывали на нижней ступени культуры, как требовал тогдашний западный Иран, они ни в коей мере не принимали арийской теории. (Главная причина войны между Ираном и Тураном крылась именно здесь, чего не могли постичь ни историки, ни мыслители, ни поэты, много писавшие об этом.) Еще до прихода арийцев жители Индии возвели очень красивые города (например, Хараппа, или Мохенджо-Даро), воплощавшие и выражавшие высокую культуру индийского народа. Кроме того, их вера в науку и знания была столь сильна, что они отрицали возможность существования где бы то ни было знаний и культуры, подобных индийской. Они предполагали, будто на всей планете наука и знания достигли высокого уровня только в Индии.

Благодаря наличию столь высокой культуры и столь выдающихся ученых арийская теория быстро заняла достойное место. Эти идеи не просто постигались и воспринимались, а распространялись самым действенным образом. И будущие поколоения, имея в виду то, что арийцы выходцы из Индии, даже использовали в сфере языкознания понятия “индоарийский, индоевропейский, индогерманский”.

Разумеется как мы упоминали выше, не следует считать, будто индусы приняли арийскую теорию буквально, без изменений, в адекватной форме. Нет. Проявляя разум и мудрость, они восприняли ее как “Веды”, что означает знание. Ведь Ахура значит руководитель, Мазда — знание. То-есть для арийцев это — название Главы знаний. Говоря иными словами, знание как арийская теория обрело на земле Индии все права и полную официальность. Но благодаря широкому распространению арийской теории — в канун новой эры в христианской Европе уделялось больше внимания арийскому языку, чем его научной и теоретической сущности.

Возможно, это происходило еще и потому, что арийцы, придя из Средней Азии в Индию — несмотря на свое неприятие индийских традиций и на то, что они выше — не только многое восприняли от индусов, из-за принятия индийских обрядов и обычаев между арийцами завязывались стычки, а то и сражения. Вдобавок, придя из Средней Азии в Индию, арийцы облюбовали побережье Ганга и необъятные поля субтропического индийского континента. Смешиваясь с его коренными жителями, они увеличили этнический состав страны.

В общем, это привело к тому, что круги арийцев в древней Индии намного расширились. Они даже оказали серьезное влияние на философские воззрения  школы Упанишадов, появившихся в стране после их прихода. Теперь Упанишады в своей просветительской теории ставили знание на первый план, деля это понятие на две части: низшее и высшее. К последнему они относили абсолютное интуитивное знание, а к первому — эмпирическое, образованное на основе опыта, разделенное на части и входящее в эту сферу во фрагментарном виде. Однако, как в нижнем, так и в высшем знании понимание творца беспредельно велико.

Итак, в древней Индии в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры вместо культуры Хараппы — культуры древней Индии возникла новая высшая культура Мавераннахра, — Движение арийцев.

История у арийцев очень древняя; археологические раскопки, происходившие по всей Средней Азии во второй половине ХХ века по инициативе выдаюшегося ученого — академика Б.Г. Гафурова, свидетельствуют: таджики воистину древнейший среднеазиатский народ.

“Примерно 9-7 тысяч лет назад в Средней Азии довольно определенно прослеживается три культурно-исторические общности, отличающиеся друг от друга археологическим материалом и условиями существования[4]”.

Автор книги “Древнего Ирана” Хасан Пирниё (История Древнего востока до эпохи Саманидов — И.У.), основываясь на археологических  открытиях перечисляет ряд среднеазиатских государств, забытых историей. Он говорит, что намечалось разделение арийских племен в эпоху Манучехра по отношению к эпохе Фаридуна. Территория Средней Азии бњла главным местом обитания арийских народностей. Часть из них через много лет перешла в другие края, что подтверждается исторической наукой. Однако, некоторые арийские племена, обитавшие в Средней Азии, создали могучие государства и новые страны, — это осталось незамеченным[5].

Если не касаться эпохи Каюмарса, то по утверждению Хасана Пирниё — в пору владычества Джамшеда в Средней Азии уже существовали арийцы. “Эпоха Джамшеда это отчетливо видимая эпоха той части государства, где объединились арийские племена Средней Азии”.

А в пору владычества Фаридуна арийцы сформировались как движение.   Началось оно в период правления Манучехра. Тогда Герат и его окрестности почти полностью занимали арийцы. Герат стал для них как бы перевалочным пунктом. Причины того, что в эпоху Манучехра Движение арийцев достигло апогея, таковы: тогда наука и просвещение стали совершенствоваться, просвещение Мира и человека поднялось до самых больших высот. Туранские шахи, прославившиеся своей мудростью, справедливостью гуманизмом, представляли себе дальнейший путь человечества только в светлых тонах, то-есть в талантливости, учености и справедливости. Гуманные законы, принимавшиеся в тот период, были разумнее и благороднее законов, бытующих в цивилизованных странах наших дней.

***

Итак, продолжим нашу беседу о движении “Арийской теории”. В истории почти одновременно возникли две силы. На рубеже конца третого и начала второго тысячелетия до нашей эры арийцы, с одной стороны, через Кавказ проиникли в Месопотамию и Западный Иран, распространив там свою теорию, что приобщило человечество к науке и знанию. С другой стороны, в начале первого тысячалетия до  нашей эры турки-кочевники в поисках удобных мест прошли  через южное побережье реки Чу и Балосогун в Среднюю Азию и Иран. Ведь среднеазиатские луга были цветущими и эти места отличались хорошим климатом  благодаря чему поля и огороды приносили богатые урожаи. А это, в свою очередь, способствовало успешному развитию скотоводства. В IV тысячелетии до нашей эры тут появилась первая оросительная система, считающаяся древнейшей на всем Переднем Востоке. Искусственные водоемы вмешали три с половиной тысячи кубометров, а их каналы орошали почти полторы сотни гектаров. Все это стало прибежищем для кочевых тюркских племен. А коренные жители Хорасана постоянно опасались нашествия конницы с севера. Задумаемся, как говорит Ричард Фрай: почему турки стершие на своем пути Иран и пришедшие из Средней Азии в Анатолию не смогли превратить Хорасан в свою область? Тому целых две причины. Во-первых, хорасанцы делали для своих домов высокие ограды и крепкие двери, что вынуждало кочевников отходить на запад. Во вторых, туранцы, будучи стойкими и смелыми людьми давали кочевникам решительный отпор.

Сегодня нам совершенно ясно: к культурным границам Месопотамии арийцы подходили именно от горных областей Средней Азии. “Персоязычные и индоязычные племена пришли в соседние области Индии и Ирана именно из Средней Азии, говорит Б. Гафуров. Те из этих племен, которые там остались, несколько изменились, впоследствии отделились от своих соплеменников, ушедших в Иран и Индию”.

О племенах “порсуа”(или “порсо”) Ричард Фрай говорит: они прибыли с Севера через Кавказ или из Восточного Ирана в северные и югозападные области через озеро Урмия. Затем направились к Луристану, находившемуся к северу от Эгама. Наконец они осели в Порсиду (в Персии). Большинство археологов ХХ века считают, что иранцы пришли в Мидию и Персию из Средней Азии. Эти выводы исходят из терминов Порси, или Порсуа, упоминающихся в ассирийских источниках. Чтобы оптеделить где находиться “Иран” достаточно напомнит слово Фирдоуси:

На Ѕайсар бихоьам на фацфури Чин,

На аз тоїдорони Эронзамин.

***

Не хочу ни Кайсара ни Китайского Фагфира, ни венценосцев Ирана.

Как говорилось выше, до прихода арийцев в Индию там наблюдался смешанный этнический состав. Иран же — совсем другое дело. Его главные центры располагались только на западе у границы с Месопотамией. В прочих частях Ирана люди обитали редко. Так продолжалось до эпохи  Ахеменидов — то есть до VII  века до нащей эры. А если судить по данным клинописи, продвижение арийцев к Месопотамии началось после смерти известного шаха из первой сакской династии — законодателя Хамураппи (2123 — 2080) до нашей эры. Объединив все племена и племенные государства арийцев, он создал в Средней Азии единое централизованное государство Шумер и Аккад. Арийцы прибывавшие в Месопотамию, считали что их родина на востоке. А исконное отечество арийцев, отправившихся в Индию, — ее север и запад[6]. Это еще раз неопровержимо свидетельствует о том, что арийцы пришли из Мавераннахра. “Но, говорит Геродот, представление об этом крае (Мавераннахре — И.У) оставалось в сердце переселенцев”.

Арийские племена, пришедшие в конце второго и в начале первого тысячилетия в Западный Иран, смешались со здешним местным населением и с жителями Месопотамии. В конце концов, после прихода арийцев тут началась иранизация страны. Название этого государства образовалось от вертевшегося на языке слова Аирянам — то есть Эрон (1935 год нашей эры).

“Фарохнои Ориёно” — обширная страна Средней Азии и граничащих с ней северных областей. Мы хотим специально остановиться на языке арийцев. Но поскольку понятие “Аирянам ваеїаі” мы заимствовали из “Авесты” — позволим себе  слегка коснуться истории возникновения “Авесты”. Ведь кое-кто считает, будто язык последней нам совершенно незнаком и следовательно “Авеста” отнюдь не наше достояние. Это совершенно несправедливо. “Авеста” написана на языке, который был исконным древним местным языком арийцев.

Местом их был этот Хуррамзамин (Земля благополучия) на этом языке говорили туранцы. Иранский исследователь Мухаммад Джавод Машкур так пишет об уходе Заратустры из родных краев во имя защиты его религиозных воззрений: “Утратив надежду на соотечественников, Заратустра искал свою религию… среди других туранских народов[7]”.

Современные исследователи убедительно доказывают: “Авеста” с ее мифами и героическими особенностями своего эпоса перемешена с героическими повествованиями иранского востока — то есть Средней Азии. И мы не можем отделить этот язык от древнего языка той земли откуда выходили арийцы. Как считают нынешние иранские ученые, древнейшим наречием Средней Азии — бытовым и литературным было шумерское наречие. И в конце четвертого тысячелетия до нашей эры, когда возникло первое арийское государство, — Ур, Шумер и Аккад, — все племена саков, города Вавилона и государства Ошур разговаривали на этом языке. Государство это просуществовало в Средней Азии и Вавилоне почти две тысячи лет. Отсюда явствует: не только “Авеста” написана на шумерском языке, автор ее древней части — Хамураппи. Ведь его перу принадлежат книги “Законы Хамураппи”, “Обряды, тайны и чудеса”, “Малая Авеста”. Эти книги дополняют и комментируют одна другую.

Словом, “Авеста” создана на языке, который, как говорит Ричард Фрай, близок к первоначальному местному языку арийцев. Эта [их] исконная родина относится к Средней Азии”.

Если говорить непосредственно о Заратустре, то он был так сказать, двойным последователем арийцев. В своей новой религии он сберег древнее учение арийских жрецов. Заратустра развил арийское понятие “арти” истина, приняв многие понятия с этим прежним, то есть арийским содержанием.

Как утверждает автор “Забытой истории”, Бунджикас (Истаравшан) во время арийских саков объединял девять городов: Аккад, Шумер, Непур, Ур, Сеппор, Ирах, Пурсеппо, Теглош и Ошур. Опираясь на Геродота автор говорит: “Каждый из этих родственных городов имел своего правителя, одновременно подчиняясь одному шаху (туранскому. — И.У.)”. В Средней Азии сакские племена обитали преимущественно в Бунджикасе. Его также именовали арийским центром “Фарохнои Ориёно”. Он прославился как легенедарная страна. Впоследствии арийские саки жили в Бохтаре, Герате, Афганистане, на Памире, в Индии, на Урале, в Кашгарии, Гургоне, Азербайджане, Армении, Вавилоне и в некоторых других местах.

Из современных археологических открытий и высказываний исследователей явствует: человечество по сей день не осведомлено об исторических тайнах — то есть о существовании цивилизаций, исчезнувших из поля зрения, и о великих государствах прошлого. Одно из таких, привлекших внимание иранского исследователя Хасана Пирниё, — это могучее государство Шумеридов. Под его властью веками находились Средняя Азия, Персидский залив, Вавилон и Кирманшах. Кроме того оно совершило для человечества много благих дел и оставило ему ценное наследие. Назовем это: 1. Изобретение клинописи. 2. Основы законов на почве которых возникли законоположения великого Хамураппи. 3. Науки, искусство и цивилизация, которые зародились и развивались там, впоследствии становились достоянием многих народов, все больше совершенствоались и в конечном итоге стали законами.

По словам Хасана Пирниё, древние греки заимствовали от Шумеридов основы астрономии, медицины и искусств. “Нельзя умолчать и о том, что исследования, относящиеся к прошлому этой нации еще не завершены.  Чем скорее прояснится ее история за три или четыре тысячи лет до нашей эры и чем интенсивнее окажутся исследования в Уре, — тем яснее станет сколь успешно от этой цивилизации рождались другие. А также, что цивилизация Шумеридов распрстранялась по далеким странам вплоть до Белуджистана”.

Прежде чем говорить о языке арийцев, необходимо более или менее четко определить, где и когда он появился. Ведь сегодня это — главный источник языков Азии и Европы, Америки и Австралии, Африки и Полинезии. В истории человечества это единственный язык, который распространился по всему земному шару. Создать его мог только народ, обладающий высокой культурой.

Еще ученые древнего мира, а также археологи, исследователи ХХ века и лингвисты как Востока, так и Запада (последний начиная с XVIII столетия) определили:  его родина находится между рекой Яксарт и верховьями реки Окс — то есть между Вахшем и Сырдарьей, а это означает древний Мавераннахр. Почему же именно он стал родиной этого языка? А потому, что за пять с лишним тысячелетий до нашего времени “Среднеазиатские племена достигли очень высокого уровня материальной и духовной культуры, говорит Б. Гафуров. Между цивилизацией городов Ближнего и Среднего востока и Индии с одной стороны, и племенами Поволжья, Сибири, Центральной Азии и Казахстана с другой, образовалось неразрывное кольцо”.

Русские ученые Г.Ф. Коробкова и В.А. Ранов еще в 60-е годы минувшего века  благодаря раскопкам в Гиссаре пришли к выводу, что история его культуры насчитывает не меньше трех тысяч лет до н.э., то есть она зарождалась в VI-III тысячелетии до нашей эры. Памятники начального периода этой культуры хранятся в Туткауле, среднего на Куй-Бульён в Дангаре, а памятники заключительного периода на Тепи Гозиён в Гиссаре.

Еще в третьем тысячелетии до нашей эры, говорит В.М. Массон “… племена Средней Азии, Ирана, Белуджистана и Афганистана, обитавшие между двумя великими центрами древней цивилизации — Индией и Мавераннахром, играли важную роль в этом прогрессе”.

Приведенные нами несколько этих “зернышек” из высказываний  историков о древней цивилизации Мавераннахра свидетельствуют: еще в очень и очень далекие времена предки таджиков достигли больших высот цивилизации. Они оставили после себя не только огромные города и величественные дворцы. Они открывали предприятия, развивая ремесленную сферу. Как говорит Б.Г. Гафуров, еще в весьма древние времена существовали медеплавильные предприятия, производившие все — от иголок и печаток до кинжалов. Выпускалась красивая, изящная посуда, разрисованная разноцветными красками. В ту пору также развивалось ткачество.

Цивилизация не возникает сама по себе, без мудрых, талантливых, умелых людей. Иначе говоря, рождение цивилизации связано с людьми той земли которые обладают разумом и благородством, тянутся к науке и просвещению.

Итак, еще в VIII и VII тысячелетии до нашей эры в Мавераннахре обитали прадеды и прабабушки индусов, иранцев и других народов Западной Азии. Они приняли Движение арийцев как свяшенное предписание, как наставление Ахура Мазды. Они передавали его от поколения к поколению до тех пор, пока сами не покинули Мавераннахр под воздействием вышеупомянутого движения и его теории.

Среднеазиатские археологические находки свидетельствуют: предки индоарийцев обитали вместе с предками иранских племен в границах своей древней родины (в узких границах) до первых веков или даже до середины II тысячелетия до нашей эры. Начало перемещения арийских племен из Средней Азии на юг почти полностью совпадает с этим периодом.

В ту же пору происходит движение арийских племен на юг Афганистана и в Индию. Об этом говорят историки Б.Г. Гафуров, А.М. Мандельштам, Б.А. Литвинский. В этом смысле имеют особое значение древние могильники Южного Таджикистана, находящиеся в долинах рек Кызылсу, Вахш и Кафирниган. Ведь это свидетельствует о том, что языки хинди и персидский происходят от одного общего корня. Кроме того, единство индоиранцев это не только языковое явление, это истинное историческое единство, существовавшее в определенную эпоху на одной земле. Землей этой был Мавераннахр. В тот период  предельное развитие Движения арийцев в разных направлениях послужило причиной разделения иранцев и индоиранцев. Однако, как утверждают многие историки, во втором тысячелетии до нашей эры в Западном Иране жили народы, не имевшие представления о Движении арийцев и относившиеся к иным племенам и языковым категориям, в том числе к сфере таких языков как эламиты, лабубеи, касситы и другие.

По словам Бободжана Гафурова, благодрая изысканиям и отдельным археологическим находкам в руки ученых попали тексты на различных языках, которые были распространены в древние времена в Средней Азии и вокруг нее. Это бохтарский, согдийский, хорезмийский, хутанский, сакский и некоторые другие входившие в группу языков Мавераннахра и Хорасана. по мнению ряда русских ученых, индоарийский и персидский языки на первых порах составляли единую языковую группу (В.М. Массон), основы грамматического и лексического строя — тоже их наследие.

Близость таких языков, как таджикский, курдский, белуджский, осетинский, немецкий, кельтский, греческий, армянский, славянских, романских и других языков, которые бытовали в древние времена и иногда бытуют сейчас, свидетельствует: они происходят из одной семьи. Эта семья — язык арийцев, созданный туранцами почти за восемь тысячелетий до нашей эры.  Его родина — Великий Туран. В те времена, кроме владычества туранцев и их единого языка,  не было ничего примечательного. Границы Турана были весьма и весьма широкими. Об огромном значении туранцев, о вызываемом ими огромном почтении можно судить по тому, что в священной книге “Авесте” сказано почти все о туранцах и их языке. Известный европейский авестовед  Х.С. Ньюберг говорит: “В “Авесте” нет других народов, кроме туранцев”.

Как явствует из высказываний греческих и римских историков, язык разных туранских племен был почти одинаковым. Страбон (XV, 724) сообщает, что большинство восточных иранцев (Хорасан, Мавераннахр — И.У.) говорило почти на одном и том же языке. Это подтверждает китайский историк Шитези (I  век до нашей эры) в своей книге “Исторические записки”.

Движение арийцев с очень давних времен бытовало во многих европейских странах. Но из-за отсутствия исследовательских работ люди Земли остались не осведомленными об этих примечательных явлениях. Изучение Движения арийцев началось в европейских странах в XVII-XVIII веке. А в XIX  в Европе стали открываться специальные школы ариеведов. Некоторые школы достигли такого великолепного уровня владения арийской теорией, что объявили свою страну арийской, используя достоинства арийцев в искаженном виде. И в результате у них не осталось ничего, кроме арийского языка.

Например, Валерий Юшин, автор книги “Русь от патриархов до Апокалипсиса” пишет:

“ХХ век вместе с фашизмом принёс тотальное извращение арийства, сделав его выражением чего-то мерзкого и неприемлемого даже в качестве умозрительных концепций в различных формах жизнедеятельности цивилизованных народов. Особенно это относится к проблемам расообразования и этногенеза, именно здесь, даже в научных сферах, чувствуется некое табу даже на адекватную постановку проблемы.

Очевидно такая задача “по умолчанию” и приводит не только к реваншизму лжеарийства, но и к вторичному извращению арийства, в том числе, и в современной России.

Появление в России национал-идеологической формы арийства, угрожающей, порой, основам Православия, а значит и всем устоям жизни, делает весьма необходимым поиск исторической и идеологической арийской ниши в общественном сознании, а также в конкретных отраслях науки и в политике.”

Европейский языковед  XIX века С. Пеше говорит: “Арийцы… — общепринятое название лингвистической семъи народов, которые за незначительным исключением,  живут вблизи всей Западной Азии и Европы. Ученые высказывают различные мысли об их основном пребывании. Но большинство считает, что это место находится между рекой Яксарт и истоком реки Окс (Сырдарья  и Амударья — И.У.)[8]”.

Арийцы появились в Европе еще во втором тысячелетии до нашей эры после завоевания Западного Ирана, Индии, Белуджистана и всей территории Западной Азии. Через много лет Движение арийцев благодаря переселению последних распространились по Американскому, Австралийскому, Африканскому континентам и по островам Полинезии.

Сравнительное изучение санскрита с такими европейскими языками как латынь, греческий, славянский и кельтский привело европейских языковедов к такому заключению: многие европейские языки происходят от единого корня — то есть арийского языка. Идею общего возникновения языков из единого источника (основанную на сопоставительном языкознании) высказывали  в конце XVIII века В. Джонс, а в начале XIX века — Ф. Шлегель.  Существуют два мнения об исконном месте обитания арийцев:

а) “Азиатское”, согласно которому их родина в Азии, то есть в горах Восточного Ирана — Хорасане и Мавераннахре,

б) “Европейское”  по которому родина арийцев — Европа.

Например, особое внимание привлекают высказывания немецких лингвистов о близости языков. А вот в исследованиях таких например ученых, как Кун, Макс Мюллер, Шрадер, высказывалось о высокой цивилизации арийцев совершенно иное мнение касательно их появления. Ученые твердили, что исконные арийцы достигли высокого уровня цивилизации. У них был правильный семейный уклад, они занимались земледелием и скотоводством. Основой их религии было поклонение Нуру-свету, что означало поклонение природе.

Позже, почти через сто лет, когда ученые Востока и Запада написали весьма примечательные исследования о Заратустре, стало ясно, насколько близки к истине были европейские ученые прошлого (например, Кун, Макс Мюллер, Шрадер).

В начале XIX века среди европейских ученых стали появляться различные взгляды на разделение исконного арийского народа, то есть как разделялось Движение арийцев, проповедуя свои воззрения по чужим странам.  Управлял ими некто либо они действовали стихийно? Шлейхер считал, что  формировалась главная ветвь арийцев, а затем лона расчленилась на различные племена. В Европе тоже, к примеру, германские, литовские, славянские племена сначала сами восприняли Движение арийцев, а потом распространили его среди иных народов и племен. Другая из главных ветвей распространения включает кельтов, греков (с фракийско-иллирийскими племенами) и итальянцев.

Первая группа, покинувшая исконное место своего обитания, состояла из индусов и персов. Первые спустились с Гималаев в долину Пенджаба, расселившись по всему побережью Ганга. Персы, же оставив древний Бохтар, осели по всему простору гор Западного Ирана. Исходя из этого, Шлейхер подразделяет арийцев на три группы: северовосточно-европейские, югозападно-европейские и азиатские.

Но многие ученые в ту пору придерживались взгляда, будто исконный арийский язык сначала делился на две группы: азиатскую (то есть хинди и персидскую) и европейскую, а затем последняя продолжала разделение[9].  Так или иначе, оба взгляда свидетельствуют: современные языковые группы и семьи сформировались благодаря переселению и разделению из племен исконных арийцев.

Известный немецкий лингвист Иоганн Шмидть в начале второй половины XIX века пришел к такому выводу: среди арийских семей не бывало отхода от их истоков, когда же так случилось, это носило случайный характер[10].

И если говорить о корнях арийского языка, наиболее значительными представляются труды Боппа и Шлейхера. Основываясь на научных открытиях своего времени — сравнительной грамматике, они издали полноценные произведения[11].

В тот период наиболее заметным трудом об арийцах была выдающаяся книга Пиктэ[12]. Об отдельных сферах арийских языков писали преимущественно  Якоб Гримм (немецкий язык),  Миклошич (славянские языки), Шлейхер (литовские и славянские языки), Эбель (кельтский язык), Бенфей, Потт, Курпиус (греческие языки). В 1850 году Кун  опубликовал книгу “Zeitchrift fiir vergleichende Sprachforschung auf dem Gebiete der deutschen, griechischen und lat, Spracyen”. А в 1856-76 годах вместе со Шлейхером  издал в Берлине книгу “Beitrage zur vergleichenden Sprachforschung auf dem Gebieter der arischen, kelt. und.slak. Sprachen”. Обе эти книги вышли в свет в 1876 году под общим названием “Zeitschrift fiir vergleichende Sprachforschung auf dem Gebiete der indogermanischer Sprachen”. А С. Пеше в 1878 году выпустил в Лене книгу “Die Arier”

Арийский язык, будучи языком туранцев имеет историю, насчитывающую почти девять тысяч лет. Ведь именно ставшие арийскими племена Мавераннахра переселились в Индию, превратив ее народ в арийцев. Например, история санскрита (индийского языка Ригведа) началась за полторы тысячи лет до нашей эры. Движение арийцев уже тогда покорило эту страну. Ветвь италийского языка латынь — возникла почти в пятисотые годы до нашей эры. Язык койна (Древняя Греция) в эпоху Александра Македонского стал общемировым. Древний славянский язык возник в Х веке нашей эры, создав в XVI  столетии ветвь литовского.

Таким образом, “арийская тема была и очевидно, еще будет олицетворением  тех острых проблем, которые затрагивают не просто какую то специфическую отрасль знания или жизнедеятельности, понятную ограниченному кругу исследователей, а охвативают интересы десятков стран и миллионов людей на протяжении тысячелетий сушествования различных цивилизацый[13]”.

[1] Большая энциклопедия. Санкт-Петербург, 1903. Том второй. Стр. 55-56.

[2] Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, 1902. Том. XXXIV “a”. Cтр. 474.

[3] Саидумар султан. Таърихи фаромўшшуда. Рукопись.

[4] Б.Г. Гафуров, Таджики. Книга первая. Душанбе, 1989. стр. 19.

[5] Хасан Парниё. Ирони Бостон. см. С. Султан. Таърихи фаромўшшуда. Душанбе. Газ. “Їавонони Тоїикистон”. 1990. Апрел-май.

[6] Ричард Фрай. Наследие Ирана. М., 1978. Стр. 33.

[7] М.Д. Машкур. Иран дар аіди бостон. Тегеран. 1343. хиджри. стр. 66.

[8] С. Пеше. Die Frien, Lena. 1878.

[9] A.Фикъ. “Die ehemalige Spracheinhet der A.J. Europas” (Геттин.,1873).

[10] Ioганнъ Шмидт. “Die Verwandschaftsverhaltnisse der indogermanischen Sprachens” (Веймфръ, 1872 г.)

[11] Бопп. “Vergleichende Grammatik” (6 ч. Берл., 1833-52; изд. 3. т. 3., Берл., 1868-71)- Шлейхер Com pendinm der vergleichenden Grammatik” (изд. 4. Иеймфръ, 1876).

[12] Пиктэ, “Les origines indoeuropeennes ou les Aryas primitifs” Париж, 1878.

[13] В. Юшин. Русь от патриархов до Апокалипсиса. Душанбе. 1999. Стр. 116.

Комментарии