Религиозный экстремизм: примеры и краткое описание

Религиозный экстремизм это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное (террористическое) изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти В настоящее время этот термин приобрел более широкое значение: под религиозным экстремизмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный, прежде всего, для таких религий как иудаизм, христианство и ислам, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве.

extremizm

Фото Реферат на тему «Религиозный экстремизм»-

Причины: В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские течения, которые имеют связь с религиозными воззрениями. Экстремизм на религиозной основе это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. События в мире показывают, что на современном этапе наибольшую угрозу представляет не просто экстремизм, а религиозный экстремизм. Он отличается от других видов экстремизма тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, используя при этом религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу.

Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление экстремистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном экстремизме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов. Это связано с такими явлениями, как рост христианского экстремизма в протестантских церквях США и Латинской Америки, с типологически схожими католическими движениями, с «исламским фундаментализмом» и др. Религиозный экстремизм, как правило, обращается к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священных текстах (Тора, христианская Библия, Коран, Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата).

Иными словами, религиозный экстремизм предлагает «веру без интерпретации», что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию (толкование) его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный экстремизм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил.

Мировая история последних столетий сторонникам религиозного экстремизма представляется победой сил зла и «концом света», под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа анти-семитской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман).

Причины религиозного экстремизма: Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению нерелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного экстремизма заключается в том, что, призывая вернуться к традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является современным проектом построения «нового мирового порядка», основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации.

Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного, и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком, как в духовном, так и в политическом отношении. Так же, как и национально-этнический экстремизм, религиозный экстремизм является разновидностью политического экстремизма. 

Причинами такого рода экстремизма в обществе являются:

  • социально-экономические кризисы,
  • деформация политических структур,
  • падение жизненного уровня значительной части населения,
  • подавление властями инакомыслия и оппозиции,
  • национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д. Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести - важная и ценная свобода человека в современном правовом государстве. Ее толкование как вседозволенность религиозных объединений, позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

? Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «свобода совести и вероисповедания». В любой религии (не только в исламе) заложено положение об ее исключительности, которое потенциально может быть использовано в целях экстремизма. Все основные религии, однако, также проповедуют не убивать, не воровать, и т.д. Религиозный культ предписывает определенное поведение, чувство зависимости, познание обязанностей в виде заповедей.

Религия дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. Ввиду этих положений, отдельные люди или группы людей злоупотребляют религией, интерпретируя ее постулаты однобоко, насаждая чувства нетерпимости и человеконенавистничества. Поэтому в разные эпохи человечества религиозный экстремизм вспыхивал в недрах разных вероисповеданий и в разных странах. В современном глобализирующемся мире, однако, такие процессы особенно опасны, поскольку естественному процессу общения, взаимодействия и обогащения людей разных культур и вероисповеданий, религиозный экстремизм противопоставляет теории замкнутости и взаимной ненависти.

Современный исламский экстремизм (например, в форме ваххабизма) поставил цель создание государства, не признающего границ между мусульманскими странами. В мусульманских странах ваххабизм получил в настоящее время значительное распространение. Это военизированное религиозно-политическое движение возникло в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и стало впоследствии идеологией первого государства Саудидов. Термин «ваххабиты», образованный от имени основателя движения, никогда не применялся самими его последователями. Более того, они отвергают правомерность его употребления, называя себя муваххидун – «последователи единобожия», или салафийун – «приверженцы первоначального Ислама».

Термины «ваххабизм», «ваххабиты» впервые встречаются у мусульманских авторов, полемизировавших с Ибн Абд аль-Ваххабом. Отсюда, собственно, он и был заимствован западными исламоведами.

Обращает на себя внимание специфика интерпретации Ибн Абд аль-Ваххабом первоисточников ислама и его понимание самого процесса очищения веры. В его богословских рассуждениях явно доминирует стремление к упрощенному, буквалистскому пониманию Корана и Сунны, нередко приводящее к тенденциозным выводам. В свою очередь, в социальной практике это приводило и приводит к крайнему фанатизму и экстремизму, как в религиозных делах, так и в вопросах общественной жизни и борьбы с оппонентами.

Комментарии